Религия Древнего Египта
Читая историю, мы видим, что в практически
каждой религии было очень много кровопролитий и разрушений – это
жертвоприношения, войны за веру и порой очень нелепые недопонимания из-за
которых гибли ни в чём не повинные люди. И религия Древнего Египта здесь не
исключение. Хотя каждая религия, на мой взгляд, должна учить нас совершенно
другому – миру.
Великая цивилизация Древнего Египта
просуществовала около трёх тысяч лет, памятники которой мы можем увидеть
сегодня – это величайшие пирамиды, храмы, дворцы и обелиски. Она зародилась в
долине Нила несколькими веками позднее шумерской цивилизации в Месопотамии,
оказавшей несомненное влияние на раннее развитие Древнего Египта.
В течение многовекового развития египетского
государства значение и характер различных культов менялись. Смешивались
верования древнейших охотников, скотоводов, земледельцев, на них наслаивались
отзвуки борьбы и политического роста или упадка разных центров страны.
В то же время для египетской религии характерно
длительное существование первобытных представлений, и многие древнейшие культы
сохранили свое значение на протяжении всей истории древнего Египта.
Многочисленные божества, почитавшиеся в
различных местностях, олицетворяли различные природные силы и общественные
явления. Небо представлялось женщиной или коровой, земля и воздух - мужскими
божествами. Ибисоголовый Тот был покровителем письменности и колдовства, а
богиня Маат олицетворяла миропорядок. Явления природы воспринимались как
отношения различных божеств.
Некоторые боги в древности почитались
египтянами в виде животных или птиц. Сокола Хора еще с древнейших времен
связывали с представлениями о могучем небесном божестве. После образования
государства Хор выступает неизменным покровителем фараонов, которые сами
назывались теперь Хорами. Слиянию культа Хора с царским способствовало и то,
что с развитием поклонения Осирису как умершему царю Хор входит в круг
осирических мифов. В то же время соколы, объекты поклонения в различных
местностях, сливались с возникавшими тут местными культами солнечных божеств.
Пережитки первоначального поклонения
богам-животным прослеживаются в сохранении звериных или птичьих голов у божеств
с человеческими телами, в деталях головных уборов (рога коровы у Хатхор, газели
у Сатит, барана у Амона и проч.). Позднее звери и птицы считались
"душами" богов и жили при храмах. Чтобы быть признанным воплощением
того или иного божества, животное должно было обладать особым цветом, формой
пятен, рогов и т.д.
Одним из наиболее почитавшихся животных в
Египте был бык. Он издревле воспринимался как олицетворение производящей силы и
плодородия. Культ быков существовал в ряде мест и слился с культами тех богов,
которые получали в данной местности господствующее положение. Так, в Мемфисе
"душой" местного бога Птаха стал бык Апис, культ которого был связан
с культом Осириса, в Гелиополе бык Мневис считался воплощением солнечного бога
Ра, в Гермонтисе "живым образом" местного бога Менту стал бык Бухис.
Животным Амона был баран, подобно быку
издавна почитавшийся в Египте как олицетворение плодородия. Священные бараны
жили при храмах ряда богов. Например, в Эсне, Элефантине и 21-м номе барана
считали воплощением бога Хнума, в Гераклеополе - бога Херишафа. В Мендесе,
важнейшем месте почитания барана, священный баран назывался Ба-небджед -
"Душа Владыки Джед" (т.е. Мендеса).
Большое распространение получил культ
навозного жука, которого античные писатели называют скарабеем. В процессе
осмысления явлений природы возник образ жука, толкающего перед собой солнечный
диск. Он изображается также летящим и несущим солнце. Скарабей стал считаться
воплощением восходящего солнца Хепри, с ним связывали надежды на жизнь и
воскресение. Жукам поклонялись в храмах солнечных божеств.
Культ богини Хатхор связан с почитанием
коровы. Обычно Хатхор изображали женщиной, иногда с ушами и рогами коровы,
иногда с коровьей головой. Обоготворяемые коровы жили при храмах. Поскольку
небо, по некоторым сказаниям, мыслилось в виде коровы, Хатхор стала считаться
небесной коровой. Ей поклонялись как богине, связанной с солярным культом,
подательнице плодородия. С этим же связано представление о Хатхор как о
божестве дерева.
С различными богами были связаны священные
кошки, обезьяны, змеи, ихневмоны. После смерти трупы священных животных и птиц
мумифицировали, затем укутывали в пелены и помещали в гробы с изображением
погребенного животного на крышке. Во многих местах Египта найдены обширные
кладбища животных. Наиболее известны гробницы крокодилов в Файюме, быков-Аписов
в Мемфисе и быков-Бухисов в Гермонтисе.
Издревле во многих центрах сложились культы
солнечных богов. Эти боги представлялись в различном облике: в одной местности
это был крылатый диск, летящий по небу, в другой - огромный жук, катящий по
небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола, иногда в виде
человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны, но независимо
от того, назывался ли тот или иной бог Ра, Атум, Хепри или Хор, в основе их
культа лежало поклонение великому светилу. Постепенно многие солнечные божества
сливались. Иногда эти слияния пытались объяснить, трактуя, например, Хепри как
утреннее солнце, Ра - как дневное, а Атум - как вечернее.
Очень рано особое значение приобретает
солнечное божество Ра. Ежевечернее исчезновение солнца и утренний его восход
объяснялись как проглатывание и рождение его небом-коровой или небом-женщиной
Нут. Наряду с этим существовали и другие представления - о том, например, что
Ра днем плывет по небу в ладье до западных гор, где, по верованиям египтян,
начиналось ночное подземное плавание Ра в другой ладье. В конце ночного
плавания Ра опять переходит на дневную ладью и через ход в восточных горах
вновь появляется в небе. Однако, чтобы взойти, солнцу приходится выдержать битву
со своим врагом - змеем Апепом. Выйдя из нее победителем, Ра появляется в небе.
Очень рано культ этого всеоживляющего и всеохраняющего бога вышел за пределы
значения местного божества, и его связь с царским культом мертвых сделала Ра
всеегипетским государственным богом.
Древнейшим центром почитания солнца был
Гелиополь. До конца истории Египта культ солнца в том или ином образе оставался
официальным государственным культом, причем если в какой-либо период тот или
иной бог получал общеегипетское значение, его немедленно объединяли с главным
солнечным божеством Ра (Амон-Ра, Себек-Ра, Менту-Ра).
Со времени Среднего царства, когда Египет
вновь объединился под властью не игравшего до тех пор видной роли фиванского
нома, огромное значение получил культ Амона. Истоки этого культа не совсем
ясны: с одной стороны, Амон, несомненно, близок с коптосским богом
производительных сил природы Мином, с другой стороны, Амон встречается среди
древнейших божеств г. Шмуну, столицы 15-го верхнеегипетского нома. Культ Амона был
перенесен оттуда в Фивы для укрепления новой династии и новой столицы. Его
женой и сыном провозглашаются фиванские божества Мут и Хенсу. Поскольку Фивы на
протяжении многих веков оставались столицей, культ Амона приобрел
общеегипетский характер. Чтобы усилить авторитет этого божества, Амона
отождествили с Ра, и под именем Амона-Ра он прочно связывается с царским
культом и даже получает черты бога-творца. Своеобразным откликом на
политическую обстановку и настроения в обществе времен Среднего и начала Нового
царства стало наделение Амона свойствами защитника и покровителя простых людей.
Но основные его черты - это черты завоевателя и грозного владыки, "царя
богов". Те или иные действия царя иногда объяснялись повелением Амона, и
даже суд часто творился его именем.
Особое место занимали культ правящего царя и
официальное обожествление царской власти - одна из важнейших черт египетской
религии. С древнейших времен фараон считался богом во плоти, ипостасью царского
бога Хора на земле. Хоровы имена входят в его титулатуру. Уже в Древнем царстве
фараона начинают считать сыном Ра, а его имя в надписях и на папирусах окружать
защитным кольцом. Когда Фивы стали играть большую политическую роль и местное
божество Амон получил общеегипетское значение, царя объявляют его сыном.
Чудесное зачатие его Амоном и рождение изображают на стенах храмов. Власть
фараона распространяли не только на страну и подданных, но и на явления
природы; существовали специальные обряды, изображавшие фараона распорядителем
природных сил. Фараон играл главную роль в общегосударственных земледельческих
празднествах: при наступлении времени разлива Нила он бросал в реку папирус с
приказом водам подняться, он также начинал пахоту, он же срезал первый сноп
нового урожая.
С культом умершего царя теснейшим образом
был связан культ всеегипетского бога Осириса, представляющего ежегодно
умирающую растительность. Миф об Осирисе, восстановленный по различным
источникам, рассказывает, что некогда он царствовал в Египте и научил людей
земледелию и садоводству. Его брат, бог Сетх, желая править сам, убил его. Жена
Осириса, богиня Исида, рождает сына Хора, который вступает в борьбу за
наследство отца. После длительных споров боги признают Хора правомочным
наследником, Осирис же становится царем загробного мира. Осирис олицетворял
воды Нила и был связан с растениями - ячменем, полбой, виноградом. Так же как
связь живого царя с Хором, связь Осириса с мертвым царем прослеживается с
древнейших времен.
Основными местами поклонения Осирису были
Бусирис и Абидос, где его культ целиком впитал культы местных божеств. Тут
проходили в конце периода разлива пышные празднества, в которых представлялась
судьба Осириса: его гибель, поиски Исидой его тела, оплакивание и погребение.
После смерти фараон уподоблялся Осирису,
даже отождествлялся с ним и получал вечную жизнь. Эти верования отражены в
текстах, вырезанных внутри пирамид, - записях царского заупокойного ритуала. То
же видно и в коронационном обряде, где живой царь выступает как Хор, а Осирис
представлен мумией умершего царя. Очень долго Осирис сохранял черты царского
божества, и лишь с конца Древнего, а особенно со времени Среднего царства культ
Осириса распространяется на культ мертвых вообще. Не только царь, но и рядовой
человек при помощи заклинаний становился Осирисом и получал вечную жизнь. Вера
в загробное существование не менее прочно переплеталась с представлениями
солярного культа, также вначале связанного только с царем. Ра, как и Осирис,
олицетворял источник вечной жизни, и умерший, попавший путем колдовства в число
спутников Ра в его ладью, разделял с ним его судьбу.
Представления, касающиеся загробного бытия,
являлись сложной смесью древнейших и более новых верований - часто
противоречивых и даже исключающих друг друга. Считали, что человек обладал
несколькими "душами". Одна из них - двойник человека, ка, - обитала в
гробнице. Ба, которую изображали птицей с человеческой головой, должна была при
свершении специальных обрядов соединиться с телом, чтобы умерший ожил. Для
этого надо было сохранить тело, что привело к мумификации трупов и стремлению
построить прочную гробницу. Египтяне строили гробницы из камня или высекали в
скалах. Однако недостаточно было совершить заупокойные обряды во время похорон
и снабдить покойника необходимыми для загробной жизни вещами и провизией.
Вечная жизнь предполагала постоянные жертвоприношения; затраты на них, на
содержание жрецов и гробницы падали на наследников, в первую очередь на
старшего сына. Поэтому царем и частными лицами выделялись специальные земли,
доход с которых шел на поддержание заупокойного культа.
Огромную роль в верованиях египтян играло
имя - уничтожение его наносило непоправимый вред загробному бытию, и египтяне
всегда придавали большое значение его сохранению. Именно с этими верованиями
связан миф о Ра и змее, в котором рассказывается, как Исида хитростью выведала
истинное имя Ра и тем приобрела над ним власть.
Ко времени Нового царства окончательно
формируется идея загробного суда, смутные представления о котором существовали
и ранее. Идея суда характерным для египтян образом тесно связывает этический и
магический элементы. Так, письменная фиксация отказа от своих прегрешений как
бы уничтожает их, а находящиеся в равновесии весы, на которые при загробном
суде Осириса бросают сердце, свидетельствуют о его праведности.
Смерть и состояние после нее считали
продолжением земного существования, причем толковали это настолько буквально,
что существовали специальные заклинания, которые должны были отвратить в
загробном мире смерть от человека, уже умершего на земле. Общение живых с
покойными происходило не только во время жертвоприношений и молитв, но и в виде
письменных обращений к умершим с различными жалобами и просьбами. Возможность
вмешательства мертвых в дела живых считалась делом обыденным. Существовала
твердая вера в то, что умерший может помочь в несчастье или навлечь бедствия.
Покойных просили выиграть судебное дело, исцелить больного, даровать потомство.
Последнее было особенно важно для поддержания заупокойного культа. Человек
желал после смерти сохранить возможность бывать на земле и находиться среди
людей. Специальные тексты должны были способствовать ему в этом и обеспечить
"выход днем" из гробницы.
В гимнах, записях ритуалов и т.п. часто
встречаются мысли о мироздании. Существовавшие идеи о сотворении мира очень
противоречивы, что можно объяснить различиями во времени их возникновения и
месте происхождения. Хотя одно учение и получало преобладание перед другими, не
было канонизированной концепции создания мира, и наряду с гелиопольским мифом о
творце Атуме и мемфисским сказанием, приписывающим ту же роль Птаху,
существовали верования о том, что на поднявшемся из первобытного океана холме
вырос лотос, который дал жизнь солнечному богу, или что солнце появилось из
яйца, снесенного "Великим Гоготуном" на этом холме, и т.п.
Все же наибольшее распространение получило
гелиопольское сказание из-за особого положения этого города как древнейшего
политического и религиозного центра. Согласно ему, Атум, отождествленный с
солнцем под именем Атум-Ра, возникнув из первобытного хаоса, оплодотворяет
самого себя и выплевывает первую пару божеств: Шу - воздух и Тефнут - влагу.
Тем самым Атум-Ра становится прародителем мира, так как Шу и Тефнут порождают
Геба - землю и Нут - небо, а те, в свою очередь, Осириса, Исиду, Сетха и
Нефтис. Эти боги образуют гелиопольскую "Великую Девятку", которая занимает
важное место в пантеоне.
Более поздним, возникшим уже в Египте эпохи
государственности, является мемфисское сказание. Оно приписывает местному богу
Птаху сотворение мира сердцем (т.е. разумом) и словом. Называя вещи. Птах тем
самым их создает.
|